«АМЕРИКАнские картинки», проект в 5 тт.

бумага, иллюстрация, текст, коллаж
(сентябрь 1994 года)

крупнее

 

Данный проект является художественным продолжением (арт-осмыслением) моих занятий в области изучения "формы" литературного текста (тогда, учась в РГПУ им.Герцена, я был сильно увлечен "русским формализмом"), а конкретно в данном проекте – феномена "иллюстрации". (См. также большой проект "Рассказ А.П.Чехова "О любви" с иллюстрациями. В 4-х тт.", в котором тема "иллюстрации" была изучена с противоположной стороны: единый текст иллюстрировался картинками из разных иллюстративных рядов. [К сожалению, этот проект – из-за своего объема – пока не выложен.])

Актуальные для проекта вопросы: Что выражает иллюстрация? Как она соотносится с текстом, который иллюстрирует? Насколько изображение содержит в себе только то, что на ней есть в данный момент? И т.д. (Тогда и сейчас мне понятно, что картинка несет значительно больше – потенциальных – смыслов, чем та литературная цитата, к которой изображение "привязано", а поэтому иллюстрация, являющаяся по сути "кадром из...", точкой пересечения разных сюжетов, может использоваться для не связанных друг с другом текстов.)

В качестве материала для художественного эксперимента был взят журнал "Америка" за июнь 1994 года, несколько экземпляров. В них заклеивался оригинальный текст (кроме одного экземпляра с "исходником"). Иллюстрации каждого экземпляра были использованы для сопровождения разных текстов: поэмы Пушкина "Евгений Онегин" (общий вид, пример 1), рассказа Л.Толстого "Смерть Ивана Ильича" (общий вид, пример 1, пример 2), заметок Ильфа и Петрова "Одноэтажная Америка" (общий вид); а также для создания "супрематистского" альбома (общий вид, пример 1) и книжки-игрушки для детей (общий вид). Последние два варианта, как говорится, выходят за рамки и являются уже чисто художественными, замыслы создания которых ("а вот если попробовать вот так?") возникли в ходе работы над "текстовыми" вариантами.

В дальнейшем многие литературно-художественные приемы, использованные в данном проекте (в свою очередь, являвшегося логическим продолжением проекта "Рассказ Чехова "О любви"..."), повторялись, получали продолжение, развивались.

Проект достаточно объемный (больше экспериментальный, чем яркий и убедительный), поэтому в полном виде представлен здесь быть не может (да и незачем). [декабрь 2010]